Представьте: Крым, отель на самоокупаемости, все вокруг закрываются, обстановка депрессивная, неполная загрузка даже в пик сезона… Что делать — закрыться вслед за остальными или поискать другие решения?
КЕЙС PORTO MARE
КАК ОТДАТЬ отель сотрудникам и вырАСТИ в кризис?
Основатели сообщества «Бизнес со смыслом» Сергей и Виктория Бехтеревы пообщались с Андреем Заугольниковым — agile-коучем и HR-директором отеля PORTO MARE, расположенном в г. Алушта. С 2019 года его команда проводит эксперименты, интересные для всего мира agile.

Андрей поделился опытом не только выживания, но и эффективного роста в текущей ситуации, когда в нише множество угроз: СВО, невозможность добраться на самолёте, небезопасность моста.

И рассказал о ключевых методах развития команды и бизнеса: сбора обратной связи, самоуправлении без постоянного участия генерального директора, способах удержать сотрудников на местах в кризис и дать им возможность зарабатывать, используя репутацию и инфраструктуру отеля.
ЦИФРЫ
Первый AGILE-отель России.
Дважды лучший семейный отель по рейтингу России Russian Hospitality Awards.
ТОП-3 лучших работодателей по отрасли и в ТОП-100 по России по рейтингу HH.RU.

✅Выручка за 2019 год — 522,5 млн рублей
✅Выручка за 2020 (отель был полностью закрыт 4 месяца из-за пандемии) — 493 млн (всего -6%)
✅Выручка за 2021 год — 731 млн рублей (+40%)
✅За 3 года собрали 1567 идей улучшений от гостей, из них реализовали 1392
✅Выиграли грант на 12 млн
«Когда появляется свобода, появляется кайф»
Генеральный директор не управляет отелем, он является владельцем направления, продвигает его и берёт обратную связь от гостей.

Благодаря этому в команде образовалась самоорганизация, позволяющая эффективно и с пользой применять новые возможности.

Например, узнав, что государство выделяет гранты на развитие туристического бизнеса, сотрудники самостоятельно выиграли грант на сумму 12 млн рублей и построили на территории отеля новые объекты, которые улучшили инфраструктуру и сделали её более интересной для посетителей: спортивную площадку, палаточный лагерь и другие. Благодаря самоорганизации люди чувствуют себя свободно и работают с интересом!
«Научный эксперимент»
Отель PORTO MARE самоокупаемый — работает без инвестиционных вливаний от третьих лиц. В 2020 году, когда началась пандемия, у многих отелей на самоокупаемости возникла необходимость временно закрыться и уволить сотрудников, из-за чего им было тяжело быстро вернуться к работе с концом самоизоляции.

Руководство PORTO MARE выбрало другой путь и дало сотрудникам свободу использовать инфраструктуру отеля и попробовать заработать деньги на основе имеющейся площадки.

Это не принесло крупного дохода ни отелю, ни самим людям, однако все были вовлечены в процесс. Таким образом, 90% сотрудников вернулось к работе в момент окончания пандемии и оказались своевременно на своих местах, когда после пандемии поток людей резко возобновился.
«Открой свой бизнес с PORTO MARE»
Раньше в межсезонье на зарплаты сотрудникам уходила большая часть денег, заработанных отелем в сезон — это было необходимо, чтобы удержать персонал. Сейчас PORTO MARE перестроили бизнес-модель: было принято решение закрыться на период межсезонья и организовать команды хедлайнеров бизнесов, которые хотят попробовать себя в роли предпринимателей, зарабатывая деньги благодаря инфраструктуре, репутации и рекламе отеля.

В 2022-2023 году в команде отеля оказалось 45 хедлайнеров, причём все они не топ-менеджеры, а линейный персонал — горничные, рекрутеры и т.д. С помощью системы Agile с Мариной Алекс и заранее подготовленных шаблонов они генерировали бизнес-идеи с расчетом экономики проектов. Таким образом было родилось 35 бизнес-идей, каждую из которых далее коллективно рассматривали.

Из хедлайнеров, которые решились и начали двигать свои идеи, собрали команду, работающую по системе agile для продвижения и развития проектов. Оставшиеся 80% сотрудников привлекли к работе в этих проектах!
В результате многие проекты выстрелили и успешно работают:
  • Доктор онлайн
  • Аренда квартир
  • PROдленка PORTO MARE
  • Салон красоты
  • Детский садик «Кроша»
  • «Funny House» Организация праздников
  • Ресторан «Дешевле, чем дома»
и другие.

Андрей Заугольников — agile-коуч и HR-директор отеля PORTO MARE
Нематериальный результат: сотрудники, которые занимались бизнес-идеями, прошли трансформацию.

Они почувствовали себя предпринимателями, начали более глубоко понимать внутренние процессы и, как следствие, стали более осознанно подходить к своей работе.

Этот опыт помог увидеть компанию как живой организм и сбалансировать полномочия и ответственность.
Принципы прозрачности, автономности, полномочий и финансовой включенности, которых придерживается отель, влияют на культуру не только сотрудников, но и всего города.
Результаты самоорганизации:

В межсезонье 2022-2023 отель заработал свыше 5 млн.
1-2 месяцы: 4200000 ₽
с 3-го месяца: 5200000 ₽
Отель ничего не делает и получает 20% от прибыли этих проектов. Неплохо, правда?

98% сотрудников ставят себе задачи сами!
Результаты самоорганизации:

В межсезонье 2022-2023 отель заработал свыше 5 млн.
1-2 месяцы: 4200000 ₽
с 3-го месяца: 5200000 ₽
Отель ничего не делает и получает 20% от прибыли этих проектов. Неплохо, правда?

98% сотрудников ставят себе задачи сами!
Смогут ли ваши сотрудники так же вовлечься?
Готовы ли вы убрать руку с кнопки контроля и доверять?
На что способна самоуправляемая организация?

Давайте проверим!
Как «примерить» самоуправление на бизнес? 12 шагов в записи мастер-класса
Самоуправление - это один из инструментов изменений, но не единственный!
Нет смысла внедрять какой-либо инструмент ради внедрения. Только проанализировав собственные цели (личные, корпоративные), можно ответить на вопрос: насколько нам это может подойти под эти цели, и есть ли шанс дойти до конца?

Мы предлагаем вам ответить на этот вопрос вместе на динамичном тренинге «Примерка самоуправления»!

Наталия Брагина
Партнер «Правила игры» и «Бизнес со смыслом». Наставник в организационных изменениях. Тренер по самоорганизации, самоуправлению и сервис-дизайну.
Мы создали этот тренинг для того, чтобы лидер бизнеса мог погрузиться в будни самоуправляемой организации в безопасном пространстве и оценить, подходит ему самоуправление или это не тот инструмент, который способствует достижений целей его компании.

Инструменты
Как в PORTO MARE двигают изменения, реализуют проекты и улучшения?
  • Все задачи, процессы, цели и общение собраны в Битрикс 24.
  • Единая доска для всей команды, нет разделения на круги и отделы.
  • Стратегические цели разбиты на задачи, фильтруются тегами.

Спринт — это неделя со вторника по вторник. Спринт для одного сотрудника включает шесть задач. Также в организации есть регулярные демо-встречи и ежемесячные ретроспективы.
98% сотрудников ставят задачи сами себе.
Топы («коучи») разделены на три кроссфункциональные команды, которые отвечают за разные спектры деятельности.

Они решают внутри подразделения, что необходимо сделать для достижения цели, после чего согласовывают со всей командой топов и совместно проводят планирование на год. Каждый месяц цели и задачи корректируются по результатам ретроспективы.

Коллектив использует все возможные источники обратной связи. Налажена система, определяющая, каким образом сотрудники берут обратную связь, куда отдают, и как эти улучшения реализуются.

Один из пунктов в ежегодном плане PORTO MARE — собрать и воплотить необходимое количество улучшений, и это даёт отличные результаты относительно возвращаемости гостей и их тёплого отношения.
Команды, взаимодействие, роли
Топ-менеджеры — руководители 27 подразделений отеля. Все топы являются непосредственно участниками процессов, которые происходят у них в подразделении.

У каждого участника команды есть своя зона ответственности и свой функционал. Регламенты и должностные инструкции чётко прописаны и хранятся в корпоративной Википедии на платформе Битрикс 24.

Взаимодействие внутри организации гибридное:
  • в каких-то вопросах — напрямую между сотрудниками,
  • в других — между сотрудником и топом,
  • в третьих — между средним персоналом и топом.

Основная задача такой модели — избавиться от ненужной деятельности топов.
Ясное видение тех ролей, которые ты играешь, позволяет гораздо лучше фокусировать свою деятельность. Например, многие топы не разделяют свою работу как лидера и как эксперта.

Разграничить это помогает настройка ролевой модели на базе холакратии с социократией, которые отлично дополняют и направляют энергию Agile.

Суть ролевой модели в том, что ты играешь несколько ролей, умеешь между ними быстро переключаться и фокусироваться на той, которая максимально полезна сейчас организации.

В результате максимальное количество человек в команде видят организацию как единое целое и берут ответственность за всю организацию и свою зону.

Исходя из этого, мы выделяем 4 контура управления:

Сергей Бехтерев
Управляющий партнер консалтинговой компании «Правила игры» и сообщества «Бизнес Со Смыслом». Бизнес-консультант. Эксперт в области самоуправления, спиральной динамики и фасилитации.
Как повысить эффективность?
Комментарии от Сергея Бехтерева
Красный контур отвечает за управление задачами и зонами безответственности. То есть, когда я вижу зону безответственности, я не прохожу мимо, а обозначаю ее.

Синий или операционный контур отвечает за управление регулярными задачами, бизнес-процессы и правила. Его основная суть в том, чтобы не повторять ошибки дважды, сохранять энергию и направлять ее.

Оранжевый контур отвечает за достижение целей — это инновации, проекты, гипотезы, тестирования. Agile в целом отвечает за оранжевый контур.

Зеленый контур отвечает за ценности, дает сотрудникам смысл их жизни в организации: человек не просто деньги зарабатывает, а служит Великому делу и получает в компании нечто большее, чем просто способ выжить.

К четырем основным контурам еще условно можно добавить отношенческий контур — фиолетовый. Он отвечает за то, что мы друг другу приятны, мы дружим, но не в ущерб бизнесу, а во благо.

И желтый контур, который интегрирует и смешивает все эти контуры вместе.

В соответствии с нашей теорией «четырех контуров», у PORTO MARE хорошие оранжевый и красный контуры, синий контур тоже неплохой, но он пока больше в головах людей. Потому что взаимодействие плотное, и в целом люди слаженные, но из-за перехода на новую модель работы есть риск увеличения текучки.

В таком случае встанет вопрос быстрой адаптации новых членов команды. За быстрое встраивание как раз отвечает прозрачный операционный контур, ролевая модель.

У нас есть клиенты, которые встраивают новых сотрудников за неделю — например, Григор Еремян, у него три или четыре отеля в Анапе. Они с нашей помощью внедрили ролевую модель четыре года назад, и благодаря этому бизнес выжил.

Сейчас команда в 15 человек выполняет работу 70 человек за счет распределения ролей.
Больше таких кейсов и представителей компаний, с которыми можно познакомиться и обменяться опытом, можно узнать на форумах «Бизнес со смыслом».

Например, в апреле 2023 Марина Алекс, международный эксперт по Agile в бизнесе, и Андрей Заугольников, agile-коуч и HR-директор отеля PORTO MARE, были героями VIII Международного форума «Бизнес со смыслом. Новые Правила Новой Игры: Устойчивость».

Смотрите записи их выступлений и получите приглашение на летний пикник сообщества «Бизнес со смыслом» 21 июня!
Как «примерить» самоуправление на бизнес?
Заполните форму и мы расскажем о вариантах!
А также вышлем запись мастер-класса
«12 шагов, как «примерить» самоуправление на бизнес»
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь
c политикой конфиденциальности.
Чтобы записаться на Примерку заполните форму выше, либо свяжитесь с нами по телефону или почте
8 800 700 95 65
info@rulesplay.ru